Литол и алюминий - около научный эксперимент

Обсуждение моторного масла для автомобилей Audi от разных производителей
Аватар пользователя
Юра 80
Аудивод
Аудивод
Сообщений: 20895
Зарегистрирован: 12 июн 2009, 19:41
Темы: 423
Имя:
Статус: Не в сети

Литол и алюминий - около научный эксперимент

Сообщение Юра 80 » 30 янв 2012, 00:03

Наткнулся в интернете, с интересом прочитал. По скольку многим из нас приходится что-нибудь время от времени разбирать и смазывать - думаю, многим будет интересно.

Читая форумы на темы ухода за велопричендалами, постоянно натыкался на сообщения о том, что использовать консистентную смазку литол в алюминиевых втулках нельзя. ”Умники” обосновывали этот тезис тем, что в состав литола входит литий, а он, как известно, очень активный металл и, вступая в реакцию с алюминием, разрушает втулки и другие алюминиевые компоненты. Будучи по образованию химиком, я к таким заявлениям относился весьма скептически. Литий в литоле содержится в составе солей жирных кислот, а как известно из курса химии за 9-й класс: более активные металлы вытесняют менее активные из их солей, но не наоборот. Таким образом менее активный алюминий не может вытеснить более активный литий из его соли. Тем более что данный процесс невозможен без присутствия воды, то есть идёт только в растворе.
Чтоб не быть голословным, я решил поставить небольшой эксперимент. Взял небольшой кусочек алюминиевого профиля, из которого у меня на работе делают радиаторы для РЭА.
1.jpg
1.jpg (30.63 KiB) 16604 просмотра

Немного почистил одну из поверхностей пастой ГОИ, чтоб блестела, рассчитывая на то, что если литол всё таки реагирует с алюминием, то полированная поверхность последнего помутнеет.
Намазал полированную поверхность литолом,
2.jpg
2.jpg (31.65 KiB) 16604 просмотра

поместил пластинку в полиэтиленовый пакет и положил в термокамеру, в которой у меня на работе тестируют аппаратуру при повышенных температурах и сушат крашенные изделия или лакированные платы. Температура в термокамере поддерживается на уровне 45-50 град С. Термокамера работает не круглосуточно, по моим прикидкам 25% всего времени. Эксперимент продолжался 195 дней (с 24 апреля по 4 ноября). Из 195 дней около 48 суток (чуть больше полутора месяцев) пластинка была нагрета до 50 град С.После эксперимента никаких признаков реакции между алюминием и литолом я не увидел:
3.jpg
3.jpg (32.39 KiB) 16604 просмотра

литол не изменил свой цвет и консистенцию, поверхность алюминиевой пластинки не помутнела. Исходя из этого я с полной ответственностью заявляю что литол алюминий не разрушает и вообще никак с ним не реагирует. Но сразу оговорюсь, это при отсутствии влаги. Боюсь что во влажных условиях результаты будут совсем другими. Дело в том что литиевые мыла, содержащиеся в литоле - это не что иное как соли сильного основания (литий) и слабой кислоты (12-оксистеариновая), а такие соли легко гидролизуются (разрушаются) водой: C17H34(OH)COOLi + H2O = C17H34(OH)COOH + LiOH В результате этого процесса образуется щелочь (LiOH), а вот с ними то алюминий весьма охотно реагирует. И хотя химическая энциклопедия позиционирует литол как водостойкую смазку, надо всё таки проверить как будет вести себя литол по отношению к алюминию в присутствие воды.

Итак, продолжение эксперимента.

Я решил проверить, реагирует ли литол с водой или нет. В небольшой пузырёк поместил немного литола и заполнил его до половины объёма дистиллированной водой.
4.jpg
4.jpg (34.27 KiB) 16604 просмотра

Более 4 месяцев этот пузырёк стоял в той самой термокамере, где до этого лежала алюминиевая пластинка, смазанная литолом. Я регулярно проверял показатель рН раствора с помощью индикаторных лакмусовых бумажек - изменений было не видно.
5.jpg
5.jpg (35.96 KiB) 16604 просмотра

И когда эксперимент закончился и я сравнил оттенки индикаторных бумажек смоченных дистиллированной водой и раствором, настоенном на литоле, то стало ясно, что разница есть. Реакция воды после длительного контакта с литолом явно сместилась в щелочную сторону. Красный цвет индикаторной бумажки говорит о кислой реакции раствора, а синий цвет - о щелочной. Оттенок бумажки от "литольного раствора" стал более зелёный, по сравнению с бумажкой, смоченной обычной дистиллированной водой. А щёлочь, пусть даже и в небольших количествах, сильно вредит алюминию.
Дальше я взял небольшую алюминиевую пластинку, намазал одну её сторону литолом, который настаивался с водой, вторую оставил чистой и поместил в тот раствор, где был литол.
6.jpg
6.jpg (34.91 KiB) 16604 просмотра

Через месяц, другой посмотрю что получилось.
Часть 3
Ну чтож, эксперимент подошёл к концу, да и пора уже, всё таки больше года прошло с его начала.
По прошествии двух месяцев (с 16.03 по 19.05) после соединения трёх основных компонентов - литола, алюминия и воды, я посмотрел что получилось, и честно говоря немного удивился. Не ожидал такой ярко выраженной коррозии.
7.jpg
7.jpg (92.85 KiB) 16604 просмотра

а фотографии изображены: вверху - сторона алюминиевой пластинки, которая была покрыта слоем литола; внизу - сторона не покрытая литолом и имевшая непосредственный контакт с водным раствором. Видно, что щёлочь, содержащаяся в растворе начала разрушать поверхность алюминия. Поверхность, покрытая литолом никак не изменилась. Этот факт подтверждает моё предположение о том, что литол и алюминий не совместимы только в присутствии воды, и строго говоря алюминий разрушается не под действием литола, а от продуктов взаимодействия литола с водой. Так что если у вас велосипед стоимостью до 10000 руб и катаетесь вы раза два в месяц до речки и обратно по сухому грунту и стараетесь вернуться домой до начала дождя, то ничего с вашими втулками не случиться даже если вы смажете литолом. Если же вы предпочитаете реальное бездорожье, частенько попадаете под дождь и колёса у вас дорогие, то наверное лучше не рисковать и выбрать какую-нибудь другую смазку, не содержащую мыла. Хотя, думаю что и в этом случае ничего страшного не произойдёт, так как более дорогие втулки имеют и более надёжную защиту подшипников от воды и грязи. Но как говориться, лучше перебдеть...
Сам использую смазку ШРУС с MoS2 (LM 47) фирмы LiquiMoly, не знаю есть ли там мыла, состав не написан, но за два с лишним года эксплуатации проблем не было и рабочая поверхность подшипников втулок не имеет следов какой-либо коррозии. В связи с тем, что этой зимой катался, решил проверить её на замерзание. Положил тубу в холодильник и заморозил до -35 град. С. При этой температуре она по консистенции стала близка к солидолу, а при комнатной температуре она мягче и литола и солидола, но не течёт. Вобщем всем рекомендую, действительно хорошая смазка, наверное поэтому и дорогая.
Удачи!

Источник

Аватар пользователя
PRAKTIK
Любитель
Любитель
Сообщений: 183
Зарегистрирован: 20 авг 2010, 17:47
Темы: 0
Авто: Audi A6 2.5TDi BFC
VIN: WAUZZZ4B03N047174
Имя:
Статус: Не в сети

Сообщение PRAKTIK » 30 янв 2012, 21:41

Хорошая статья! :aplod: +1 в репу
Мужчина должен пахнуть тремя вещами: туалетной водой, сексом и сигаретами.

Аватар пользователя
Sly
Мастер
Мастер
Сообщений: 2826
Зарегистрирован: 12 июн 2009, 19:35
Темы: 16
Авто: кероГАЗ24
Имя:
Откуда: Минск
Контактная информация:
Статус: Не в сети

Сообщение Sly » 31 янв 2012, 20:33

Юра 80, чесноговоря, пока до Источника не дочитал, был уверен что это твой эксперимент. :) А так, из личного опыта, люминь+железо+вода+соль = трындец всем металлическим составляющим. На барже уже проходил - алюминевые накладки на порог, если тупо на металл, то порог гниет почемуто под закрытой дверкой, а не снаружи, куда солью с абразивом зимой посыпаеш. И люминь тоже рассыпаеться. Вот мне интересно, кто в Ингольштате придумал на урода накладки по низу двери из аллюминия? Таже фигня... :twisted:
Car driver & vodka swiller

Аватар пользователя
Юра 80
Аудивод
Аудивод
Сообщений: 20895
Зарегистрирован: 12 июн 2009, 19:41
Темы: 423
Имя:
Статус: Не в сети

Сообщение Юра 80 » 31 янв 2012, 21:38

Sly писал(а):кто в Ингольштате придумал на урода

немцы или евреи. :?
Может там дороги не посыпают тем, что их превращает в агрессивную среду?
Тема уж очень интересная для нашего человека - мы ж считаем, что если перед сборкой рычагов (из кастрюльного металла) болт, на котором они висят (я о верхних) макнул в циатим - это уже вроде как все. С гарантией разберется все и через сто лет. Но - не тут то было :(


Вернуться в «Выбор масла»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость