Сегодня после работы отправился на велосипеде в гараж для проведения сервисного обслуживания моего "железного коня". Несколько последних покатушек в нашем фирменном стиле просто ушатали и без того подуставшие компоненты велосипеда. Необходимо было провести дефектовку и замену изношенных деталей. Размещаем велосипед на стойке:
Я уже вижу, что картина удручающая, но давайте вместе все осмотрим. Цепь - та деталь, благодаря которой передается сила наших ног на заднее колесо. Со временем она растягивается и начинает "кушать" все звезды велосипеда. Для установления степени износа цепи я использую специальный калибр. У него две шкалы: 75% (скоро понадобится замена цепи) и 100% (цепь необходимо заменить):
На 100% еще не проваливается, значит походит еще немного. Но цепь нуждается в тщательной мойке, сушке и смазке. В моей цепи есть замок, поэтому снять её съемником стопорных колец не составляет труда. Опускаем цепь в пластиковую бутылку с широким горлом и заливаем чистящее средство. В отличие от мотоциклетной цепи, в велосипедной нет резиновых уплотнений, поэтому можно мыть практически любым средством, удаляющим грязь, старую смазку. Я использую специальное средство для мойки цепи:
Поболтав бутылку с цепью, меняем средство. Проделываем это 3-5 раз, пока цепь не станет чистой и не смоется вся грязь и песок. Затем достаем ее, протираем сухой ветошью и вешаем в сторонку просушиться. Перед снятием цепи обращайте внимание на то, как она проложена в заднем переключателе. Сталкивался не раз с тем, что даже опытные райдеры иногда устанавливают её неправильно. Можно сделать фото перед снятием, чтобы потом быть уверенным при установке обратно:
Опытные райдеры уже обратили внимание на ролики заднего переключателя - однозначно под замену. Из-за такого "сирюкэна" 4 года назад я сломал задний переключатель, но команда байктуристов меня не бросила и буксировала мой велик 15 (пятнадцать!!!) километров по раскисшему зимнему грейдеру:
Демонтаж и установка новых оригинальных:
Не забываем про расположение направляющего и натягивающего роликов. У всех мировых производителей есть онлайн мануалы:
Кассету я недавно менял, она в хорошем состоянии, поэтому просто чистим от грязи специальными щетками и средством для очистки тормозов:
С обратной стороны колеса находится ротор (тормозной диск). Чтобы грязь с кассеты не попала на него, закрываем обычным пакетом.
Переходим к передней части трансмиссии. Система 2Х10 с алюминиевыми звездами и полой кареткой. Вес минимальный для соревнований, но грязь и песок убивают звезды буквально на глазах. Однозначно замена:
Перед разбором кареточного узла проверяем люфт в опорных подшипниках. Беремся за шатун и пытаемся его сдвинуть вправо/влево. У меня есть люфт, не критичный, но раз залез уже сюда, то ставлю новую каретку:
Звезды демонтируем, все тщательно очищаем, особенно резьбу в месте крепления каретки:
Все запчасти оригинал. В данном случае фирмы "SRAM" (США):
При установке звезд не забываем про метки на обоих - зубья специально подобраны и сделаны разной формы, чтобы облегчить переключение передач. Затягиваем бонки, при необходимости добавляем по капле резьбового герметика. Все собираем и затягиваем гайку шатунов с указанным моментом, предварительно немного смазав резьбу велосипедной смазкой:
В современных велосипедах много деталей из алюминия, поэтому строго соблюдаем предписанные производителем моменты затяжки, иначе могут быть проблемы, на решение которых придется потратиться.
Ну и финиш - теперь велосипед готов к новым прогулкам
и трешовым покатушкам