Всего за каких-то два десятилетия, автомобильный парк планеты в целом, и нашей небольшой страны в частности, шагнул семимильными шагами.
Еще, кажется, совсем недавно, во дворах и городских переулках, одиноко стояли или "Жигули", или "Москвичи" с "Запорожцами", а сегодня, в одной столичной семье может насчитываться до четырёх автомобилей!
Жизнь современного человека стала мобильнее, удобнее, но обратная стороная повальной автомобилизации проявилась в ухудшении экологической обстановки. Автомобиль при своей работе, выделяет токсичные вещества, опасные для здоровья человека, в первую очередь, для детей и людей преклонного возраста.
Сегодня мы побеседуем с главным инспектором двигателя внутреннего сгорания автомобиля - лямбда зондом.
- Уважаемый лямбда зонд! Расскажите нашим читателям, какие задачи возложены, и чем занимается ваша инспекция?
- Задача нашей инспекции, в принципе, одна: отслеживать уровень кислорода в отработаных газах двигателя. Для этого, мое рабочее место расположено в выпускном коллекторе, в выпускной трубе двигателя, где я могу проверять содержимое выхлопных газов из каждого цилиндра.
- Скажите, а с чего все начиналось? Какие предпосылки стояли, чтобы вы контролировали уровень кислорода?
- Однажды в развитых мегаполисах мира, каждое утро зависал смог, и горожанам было трудно дышать. Проблемой занялись экологи, и выяснили, что причина смога - отработанные выхлопные газы автомобиля. Попутно выяснилось, насколько сильно они могут воздействовать на здоровье человека. Изначально, сформировалось два пути решения проблемы: "дожигать" отработанные газы,или же "нейтрализовывать" отработанные газы? Решили, что лучше всего - "нейтрализовывать", агрессивно-токсичные СО и СН превращать в сравнительно безопасные газы. Так на машине появился каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который вы, журналисты, "окрестили" катализатором. На первых порах, машины оснащались, вот как у вас hrak с вашей "девяносткой" 1985 г., так называемым "нерегулируемым катализатором". Но катализатор, состоит из драг металов, и который поэтому дорого стоит, может быстро выйти из строя, если на него будут воздействовать недогоревший бензин. Также катализатор не будет работать, и не превращать газы, если будет через катализатор проходить слишком много кислорода. Вот поэтому, и возникли предпосылки, почему наша инспекция, почему я появился в выпускном коллекторе двигателя. Надо мне контролировать уровень кислорода в выхлопных газах, чтобы катализатор работал эффективно, и долговременно!
- Ну очень развернутый ответ! Спасибо! Но из него возник вполне закономерный вопрос! Лябда зонд, что вам дает контроль кислорода?
- Чтобы ответить на ваш вопрос, hrak, я для начала напомню, что состав бензовоздушной смеси для работы двигателя, оценивается и характеризируется специальной директивой "коэффициент избытка воздуха". По этой директиве, я и называюсь "лямбда-зондом", так как этот коэффицент избытка воздуха обозначается греческой буквой "лямбда". Как перевернутая "y". Существует три группы рабочей бензовоздушной смеси. Если коэффициент "лямбда" = 1.0, то такую смесь называют стехиометрической, потому что при сгорании 1 кг бензина, израсходован весь запас кислорода в 14.9 кг
Если же коэффицент "лямбда" меньше 1.0 - то такую смесь принято регистрировать, как обогащенную, богатую, так как в ней не хватило запаса кислорода для сгорания поступившей порции бензина. Есть смесь обедненная, бедная. Ну а я, лямбда-зонд, звоню в вышестоящую инстанцию, в блок управления двигателем, и сообщаю, сколько кислорода по "коэффициенту избытка воздуха" находится сейчас в выхлопных газах. Ну а там наверху уже принимают меры, изменяя время открытия бензиновых форсунок.
- Лямбда-зонд, а вы читателям нашего форума не хотите расскрыть тайну, поделиться секретами вашей работы?
- Да тут особо никаких секретов у меня и нет. Мой пост находится непосредственно в потоке выхлопных газов, но для того, чтобы я мог нормально работать, мне нужен атмосферный воздух. Есть платиновая пластинка, которая соприкасается с потоком выхлопных газов, и есть платиновая пластинка, к которой подведен атмосферный кислород. Между этими двумя платиновыми пластинками, пространство, залитое керамикой: больше всего циркония ZrO2, но для более комфортной работы еще подмешан к цирконию оксид иттрия.
При достижении температуры окружающей среды в +300 град, оксид циркония начинает проводить через себя ионы кислорода. Этому во многом способствует подвод атмосферного воздуха, ведь, при работе мотора, концентрация кислорода внутри выпуского коллектора и снару его - разница огромная! Вот эта "огромная разница" и заствляет ионы кислорода двигаться в "оксиде циркония", в результате чего, на платиновых пластинках у меня появляется электрический сигнал.
- Уважаемый лямбда зонд! Получается, вот почему вы расположены как можно ближе к мотору! Для вашей работы, вам необходимо нагреться?
- Да, мне необходима температура не ниже +300 град, иначе я не смогу работать. Но ничего! Мой офис оснащен обогреватель, и и я теперь могу быстро приступать к своим обязанностям. Правда, сейчас из-за кризиса, обогреватель мне включает и отключает дистанционно блок управления двигателем. Начальство - им виднее. Мне главное, чтобы температура выхлопных газов не превышала +900 град. Иначе, я просто покалечусь и не смогу работать.
- А вот тут поподробнее, нашим читателям, вы бы не могли рассказать, что, кроме высокой температуры, может вывести вас из строя?
- Конечно могу. Мои электроды из драг металов защищены специальным колпачком, вот, видите с прорезями, или вот - с отверстиями? И вот если техническое состояние двигателя неисправное, в выхлопных газах замечено моторное масло, то эти прорези и отверстия заростают и закупориваются нагаром, в итоге - мне нечего делать: я не могу проконтролировать состав рабочей смеси. И я звоню в блок управления двигателем, что, пускай зажигают "чек", нефиг ездить со мной на машине с неисправной поршневой. Еще есть мотористы старой советской закваски, которые любят смазывать прокладки герметиком, и этот герметик потом проникает с выхлопными газами ко мне, отвлекая меня от основной моей работы. Я что делаю - опять пишу докладную в блок управления, пускай зажигают "чек". Ну а больше всего я не люблю нехороший бензин. Я тогда опять тревожу блок, пускай зажигают "чек" такому горе-водителю.
- Понятно, спасибо. А есть ли случаи, когда водитель не виноват, мотор исправный, но по вашей линии, уважаемый лямбда-зонд, лампочка "чек" зажигается?
- Такие случаи есть. Я уже говорил, что у меня есть подогреватель. Так вот когда он перегорает, я не могу нормально работать, и данные в блок управления от меня не поступали, ну а там били тревогу, и зажигали водителю "чек". Но сейчас, вообще интересная ситуация. Мне теперь обогрев включают из главка и выключают дистанционно. Это дает возможность блоку управления контролировать состояние подогревателя, и как только его эффективность работы снижается, они там сами наверху, без меня, зажигают "чек". Как только сопротивление обогревателя выше 15 ом - так и начинается эта свистопляска.
- Ну и последний вопрос, уважаемый лямбда-зонд! Вашу инспекцию пробовали и подвергали какой реорганизации?
- Пробовали. Инженерам, особенно из фирмы "Сименс" очень не нравилось, что уровень электрического напряжения моих звонков - в пределах напряжения 1.0 Вольта. А ведь главк работает с напряжением в 5 Вольт. Также этим инженерам из "Сименса" не нравилось, что мне необходим атмосферный воздух - ведь иногда мотор ставят на внедорожниках, где они ездят где много грязи, да и иногда рукастые автолюбители ради моего лечения не жалеют изоленты, и перекрывают мне воздушный канал...вообщем, были попытки реорганизации, и заменить у меня цирконий на оксид титана. Так появились титановые зонды, котрые вырабатывают сигнал с напряжением 5 Вольт. Но для их правильной работы, требуется температура окружающей среды не ниже +500 град., вот ведь в чем есть "затык". Такие дела.
- Ну чтож, спасибо вам, лямбда-зонд, что согласились, и уделили время для интервью!
- И вам спасибо, и напоследок хочу со страниц вашего форума призвать автолюбителей покупать такие лямбда-зонды, которые предписанны конструкцией автомобиля, и не покупать "универсальные лямбда-зонды". Хочу пожелать читателям этого форума успехов, и шершавых дорожек их автомобилям!
- От имени читателей форума, выражаю вам благодарность за такие теплые слова пожеланий! Спасибо!
Интервью с лямбда зондом. :)
- hrak
- Специалист
- Сообщений: 2423
- Зарегистрирован: 13 июл 2009, 10:07
- Темы: 119
- Авто: Ford
- VIN: vin
- Имя: karh
- Статус: Не в сети
Интервью с лямбда зондом. :)
Audi-90 KV 2.2i
Audi A6 C4 AEL 2.5TDi
Audi V8 PT 3.6i
Были, а теперь я фордовод.
Audi A6 C4 AEL 2.5TDi
Audi V8 PT 3.6i
Были, а теперь я фордовод.
- yulka
- Любитель
- Сообщений: 200
- Зарегистрирован: 05 июл 2009, 01:16
- Темы: 6
- Авто: A6 C5 2.5TDI
- Имя: Юлия
- Откуда: Витебск
- Статус: Не в сети
hrak, Супер написано!!! Я , например, знала, что есть лямда-зонт и вдвух словах, какую функцию он несет. Теперь, могу сказать, что я имею представление о том ещё и как он работает!!! Спасибо, Саша!
П.С. А всё таки, не очень страшно, что у меня стоит универсальный? ( bosh )
П.С. А всё таки, не очень страшно, что у меня стоит универсальный? ( bosh )
Мтс 29 33 678 , велком 6543 5 21
- алексей македонский
- Новичок
- Сообщений: 10
- Зарегистрирован: 19 дек 2010, 20:09
- Темы: 0
- Авто: 1,8т кватро 170л
- VIN: wauvc68e02a208194
- Имя:
- Статус: Не в сети
- S0lis
- Наездник
- Сообщений: 455
- Зарегистрирован: 20 фев 2011, 12:39
- Темы: 0
- Авто: audi A3 1.6
- Имя:
- Откуда: Minsk
- Контактная информация:
- Статус: Не в сети
у меня в A3 выбивало ошибку по зонду - обрыв электрической цепи подогрева. Неисправность выбивало по второму зонду, который стоит за катализатором.
и все проблемы которые при этом были - горящий индикатор на приборке - check engine. После замены зонда расход кажется даже немного увеличился. И кажется, машинка стала чуть-более мощная на средних оборотах двигателя.
и все проблемы которые при этом были - горящий индикатор на приборке - check engine. После замены зонда расход кажется даже немного увеличился. И кажется, машинка стала чуть-более мощная на средних оборотах двигателя.
Вернуться в «Общетехнические вопросы и системы»
Кто сейчас на форуме
Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей